Ко дню рождения святого страстотерпца Императора Николая

0_5c45f_c679bfea_XL19 мая (6 мая по церковному календарю) православные люди по всей России вспоминают последнего на сегодняшний день Императора Российской Империи Николая Второго. В этот день в 1868 году Государь родился, а память его как святого Царя-страстотерпца Церковь совершает 17 (4) июля в день мученической кончины Царской семьи и их верных слуг.

Николай II был старшим сыном Императора Александра III и Императрицы Марии Феодоровны. В 1894 году, после смерти отца, Николай Александрович вступил на Российский престол и в том же году женился на принцессе Гессенской Алисе, которая была присоединена к Православию через чин миропомазания, получив имя Александры Феодоровны. Через год после свадьбы, 3 ноября 1895 г., родилась первая дочь – Великая Княжна Ольга, за ней появились на свет еще три дочери – Татиана (1897), Мария (1899) и Анастасия (1901). В 1904 г. у Царской четы родился долгожданный сын, наследник Российского престола Цесаревич Алексий.

Государь получил прекрасное общее и военное образование у лучших русских педагогов того времени, владел несколькими иностранными языками. В полной мере понимая свою ответственность как Монарха за вверенный ему народ пред Богом, Николай II вел государственный корабль Российской Империи тем курсом, который подсказывала ему совесть человека, воспитанного в Православии. Если мы постараемся внимательным образом изучить жизнь Императора Николая, мотивы принятия целого ряда его решений, судьбоносных для страны, в частности – его решения вступить в Первую Мировую войну, мы поймем, что Государь целенаправленно и последовательно предпочитал Царствие Небесное царствию земному. В чем это выражалось? Вместо корысти он избирал самоотвержение, вместо трусости и лености – подвиг и делание, вместо далекой от чистоты человеческой политики – веру и правду Христову.

К весне 1917 года созрел масонский по своему характеру заговор по устранению Государя от власти. Преданный ближайшим окружением, Николай II был вынужден подписать отречение от престола в пользу своего брата Михаила. Великий Князь Михаил отказался принять власть, и монархия в России пала. Царская семья была арестована Временным правительством, захватившим власть в Российской Империи. Так произошел февральский переворот, ставший в истории России важнейшим поворотным пунктом, за которым вся жизнь ее народа, вывернувшись наизнанку, покатилась совершенно иным путем.

К сожалению, многие не понимают смысл отречения Государя, считая его поступок следствием проявления трусости и малодушия. Но на самом деле никакой трусости с его стороны не было и в помине. Николай II ни в коей мере не колебался подавить происходившую в Петрограде смуту, для чего были сделаны необходимые распоряжения. К сожалению, все они, до последнего, были саботированы. Государь отрекся от престола только тогда, когда окончательно понял, что никаких реальных средств для ликвидации смуты не осталось. Генералитет и элита его предали, а тогдашнее ослепленное российское общество к отречению Государя, как и к последующей за этим революции, было вполне готово. Кстати, готова была и весьма значительная часть духовенства, с энтузиазмом приветствовавшая февральский переворот. В такой обстановке курс на подавление мятежников кончился бы либо ничем, либо настолько страшной и кровавой войной, что она затмила бы ужасы реально последовавшей затем Гражданской войны и даже красного террора. В этом смысле Государь принес в жертву себя и свою семью для спасения жизни миллионов русских людей.

События после предательства генералитета имели характер фатальный, когда изменить что-либо было уже нельзя. 26 апреля 1918 г., с приходом к власти большевиков, Царскую семью перевезли в Екатеринбург в дом инженера Ипатьева. В ночь с 16 на 17 июля (с 3 на 4 по церковному календарю) узников спустили в подвал под предлогом скорого переезда, был зачитан «приговор», и тут же охрана открыла огонь. Стрельба была беспорядочной, святых мучеников добивали штыками. Вместе с Царской семьей погибли слуги: врач Евгений Боткин, фрейлина Анна Демидова, повар Иван Харитонов, камердинер Алексей Трупп, до конца сохранившие им верность. После расстрела тела убитых отвезли за город на заброшенную шахту в урочище Ганина Яма, где их долго уничтожали с помощью серной кислоты, бензина и гранат. На стенах Ипатьевского дома были найдены на немецком языке (а по некоторым свидетельствам, и на еврейском языке) надписи, из которых явствует, что убивали Николая II именно как Государя и как Государя православного. В его лице расстреливался образ русской монархии, убивался православный Царь, Помазанник Божий. Уничтожали символ – символ Святой Православной Руси. Позже, уже в 70-е годы ХХ столетия, дом Ипатьева был взорван.

Политика Государя для известной части русского общества оказалась непонятной и неприемлемой, а сам он был оклеветан и предан. Апостасия, мистическое прелюбодеяние, измена – вот чем можно охарактеризовать произошедшее тогда. Император Николай принял измену спокойно и благородно, как и должен был принять Государь измену подданных, муж – измену жены, епископ – отвержение его своим народом. В свое время об этом писал русский философ-монархист Лев Тихомиров, проводя такую мысль: если, не дай Бог, произойдет такое, что народ не захочет Государя, то тому ничего не остается, как только сойти с престола, потому что этот престол становится более недостойным его. Занимать его – выше царского достоинства. Харизма власти и благодать помазания у Государя как у епископа, изгнанного собственной паствой, при этом сохраняется, но остается невостребованной.

14 августа 2000 г. на проходившем в Москве Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Николай II и члены его семьи были канонизированы как страстотерпцы. Зададимся вопросом – в чем же состоит подвиг Государя как страстотерпца? Ответим так – в благодушном терпении скорбей, обид, унижения, и, наконец, самой смерти. В хранении христианского образа жизни в заключении и в гонении, в его скорби за Россию, в его молитвах за Россию. Подвиг непротивления был единственной в ту пору возможностью спасти, сохранить Россию и ее народ. Было время, когда надо было браться за меч (1905 и 1914 годы), настало время, когда браться за меч безполезно, потому что не с кем и не для чего. А Россия в тот момент, как раковый больной, нуждалась уже не в хирургической операции, а в страшной терапии, которая, по-видимому, не закончилась и в наши дни. Для изживания иудина греха мало было Гражданской войны, потребовался большой террор, потребовалась Великая Отечественная война, да и много еще чего другого. Возможно, Государь это понимал, но посчитал верным вручить Россию Промыслу Божию.

Ныне Государь предстоит Престолу Божию и молится за свой народ. А мы обращаемся к нему молитвенно: Святый Страстотерпче Царю Николае, моли Бога о нас!

Иерей Александр Видякин

19.05.2015